Share Next Entry
Майский поход. Приэльбрусье (30 апреля - 12 мая)
ruuusya
«В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы, просто некуда деться…»

2 мая
Уже в поезде до Мин. Вод договорились с казанцами о заброске до Терскола. Тур. Клуб «Ирбис». 15 человек. Наняли ПАЗ (190 км. 7000 руб.). Идут на Эльбрус.
Водила долго привередничал по поводу того, что нас 21, а не 15, не хотел заезжать в аэропорт (хотя ребята заранее это обговаривали с фирмой).
3 часа, и мы на месте. Водила начал клянчить деньги за дополнительных четверых (!) человек. В итоге плюнул и уехал.
Зарегистрировались в МЧС.

Здание МЧС в п.Терскол
На ночевку встали у маленькой речушки в специально отведенном месте поодаль от указателя "Бивуак". Заприметили двух собирающих в округе мусор девушек. Чуть позже они вернулись и взяли с нас 200 рублей с палатки за ночлег :) В округе чисто. Видно, что присматривают за местом. Заплаченные деньги было не так жалко, как обычно :)
Вид с места первой ночевки
В дороге до Терскола Маша пробила баллон с газом. Никогда даже не слышала, чтобы кто-нибудь умудрился это сделать)
Следы Машиного преступления

3 мая Марш-Бросок
За 30 рублей с человека на автобусе Терскол – Нальчик добираемся до Верх. Баксана. (Гроши J). Жара.
Старт.
Старт у остановки д. Верхн. Баксан
Цель первого дня - оз. Сылтранкель. Каждый из участников за исключением руководителя представлял себе его живописным высокогорным озером. Хотя уже тогда закрадывались мыслишки о том, что оно выглядит как снежное поле в мае).
С непривычки тяжеловато идти. Жарко. Подъем крутой.

В перерывах позирую скульптору

Сладкий послеобеденный сон
Дошли до снега.

Вид назад

В моих глазах читается "За что такой огрёб в первый день?"
Радость на лицах угасает с каждым шагом.
По камушкам, по камушкам.
Потом траверс по снегу. Неожиданный снежный «ЖАХ» под ногами резко вернул всех с небес на землю. Быстренько взяли ручки в ножки и потихоньку вниз, на родные камушки.
Спуск вниз

060_pano
Панорамушка
Обратите внимание на следующий снимок. Эдик волочит чье-то тело. Диман на шухере. Маша добивает случайного свидетеля.

Леха счастлив, что всё обошлось
Озера так и не увидели в этот день. Сумерки. Ночевка на 3100. Стоянка в камнях вполне сносная. Еще вчера мы ехали в поезде, вполне логично, что мутит всех. За сегодняшний день набрали 1200, прошли 9 км. Ужинали единицы и то неохотно. Я что-то поклевала. Ночью вывернуло Машу. Одна за всех отдувалась)) Спалось очень плохо. Мерзопакостное самочувствие у всех. Дрема. То тут, то там падают камни. Жутковато. Непривычный грохот завершает и без того безрадостную картину)

4 мая перевал Сылтран-Вост., Сылтранкель
Утро
Утром тоже почти никто не ел, попили чай.

Добрались по камням до озера. Поле – полем, что и следовало ожидать. Настолько поразило всех, что его никто не сфоткал.
Неподалеку от оз. Сылтранкель

Следы впереди идущей группы
Здесь я с грустью и тоской вспоминаю "лайтовый" велопоход по Турции

Встретили группу (4 чел из Пскова) с началом маршрута как у нас, но с выходом на Эльбрус.
Записка на перевале Вост. Сылтран

На перевале Вост. Сылтран. "Дневка" :)
На перевале Вост. Сылтран поставили палатку Попили чай, пообедали J Дневка. Погода прекрасная. Сходили на две соседние вершинки. Стал виден Эльбрус. Очень красиво.
На соседней вершинке перевала Вост. Сылтран
Ребята спустились на заснеженный перевал Сылтран. Едва ли не схлопотали ожоги. По словам очевидцев - сущее пекло.

Записка на перевале Сылтран

К вечеру поднялся ветер. Похолодало. Ребята по очереди говорили на что похожи облака на закате. Не акклиматизировались еще. Бредили.

Я с Диманом у рукотворного творения товарищей по команде, именованном Дмитрием не иначе как "Заккурат"

Леха соорудил отличный штатив
Вечером Леха напомнил историю об авиакатастрофе в Андах 1972 г.
(У выживших был минимальный запас пищи, кроме того, у них отсутствовали источники тепла, необходимые для выживания в суровом холодном климате на высоте 3600 метров. Отчаявшись от голода и сообщения по радио о том, что «все мероприятия по поиску пропавшего самолёта прекращаются», люди стали есть замороженные тела своих погибших товарищей. Спасатели узнали о выживших лишь спустя 72 дня, когда двое пассажиров после десятидневного похода через горы обнаружили чилийского фермера, который дал им еды и сообщил властям об остальных пассажирах рейса.)
5 мая
Ранний подъем. Красиво. Холодно. Завтрак с видом на Эльбрус. День полный неожиданностей. Дикий траверс по камням.

Потом крутой спуск по сыпухе. Страх потихоньку выедает мой мозг. Леха идет впереди, подбадривает. Терпелив и спокоен как удав. Это успокаивает.
После сыпухи снежок...

Наш малыш Маш-Маш

Лавинушки - реальность
Спустились, расслабились. Тепло. Красиво. Гуляем-отдыхаем. И тут о_О Предыдущий путь был промаркирован, а тут стрелка на камне и восклицательный знак «Внимание». Неожиданно...
2 веревки по 50 м. Спуск. И тут я начала волноваться: «Гриша, а я правильно булинь завязала? Гриша, а я правильно встегнулась» J Одно дело, когда ты спускаешься дюльфером с сосны, моста, а другое дело с горы )))) Перестраховка никогда не бывает лишней.

Встретили этого парня в районе оз. Сылтранкель. С 1958г. там гуляет. Увязался за нами...

"Ну что  ты там копаешься?"
6 чел спускаются очень долго. И тут Леха говорит, что третьей веревки не будет. Я сначала подумала, что это шутка. Ну а потом как в кино: бледнею, меня начинает тошнить, думаю как же в обморок не упасть… Руки трясутся. О, святые угодники, за что же мне это? Без рюкзака еще куда ни шло, но с рюкзаком по такому склону…

В действительности склон круче, чем выглядит на фото.

Вспоминаю самые лучшие моменты своей жизни перед спуском без веревки

Леха меня так и не понял, зато Маша поддержала)) Мне было не страшно упасть, разбиться, я вообще не боюсь высоты. Страшно сделать неверный шаг, который может привести к чему-либо. Галка бы наверно меня засмеяла, но мне было не до смеха. Деваться некуда. Пришлось спускаться. Потратила на это много времени. Леха и Эдик успели вдоволь наговориться :)
Погода начала портиться. Гриша с Машей начали ставить палатку внизу. Это меня подопнуло немного: я стала спускаться значительно быстрее. Не хотелось еще по шеям отхватить за то, что все из-за меня вымокли
J Почти успели поставиться до дождя. Холодно. Вскипятили чай. Обсудили тайну перевала Дятлова. Подремали. Вечером дождь закончился. Сменили место дислокации: перешли р. Мкяра и р. Субаши, чуть поднялись и уже в сумерках встали на дороге недалеко от ручья. Хорошее уютное местечко. Небо звездное. Жизнь наладилась J
6 мая
Каждое утро вся группа фотографировалась перед выходом. Это было что-то вроде переклички, чтобы потом в случае пропажи по фотографиям можно было определить кто где в последний раз был запечатлен

Путь по долине по старой дороге сначала радовал.

Пока еще радуемся жизни (это ненадолго)

Потом все чаще стали встречаться снежные участки то тут, то там… Лавиноопасно. Боязно. Постоянно приходилось обходить снежнички то сверху, то снизу, то пересекать их. Тяжко. По небушку бродят тучки, нужно поторапливаться. Следы бесстрашных участников, встретившейся нам 4 мая группы, доверия не внушают. Гриша и Леша говорят, что тут ОЙ КАК ОПАСНО (там любому было бы ясно, что может ухнуть). Я особа восприимчивая: если компетентные люди говорят, что опасно, значит это действительно так. Страх снова окутывает меня. Оказывается, вчера на спуске мне не было страшно, я просто нервничала J

Самый стремный участок

Жим-жимный участок прошли. Погода начала портиться. На дороге нашлось замечательное местечко, вроде этого
Поставили палатку. Пошел снег. Начало активно мести. Ужин в палатке. Моя любимая чечевица. Компотик (двойная польза: во-первых, вкусно, во-вторых, сухофрукты наконец начали расходовать) J На улице мерзость, ребята то и дело разгребают снег вокруг палатки. Разговоры о том, что если надолго застанет непогода, то существует вероятность сдачи билетов и что придется тут сидеть дня 3-4 потому, что впереди ахтунг, да и дорога назад чуть более, чем полностью ненадежна. Леха знает как поддержать товарищей в унылую минуту :-D Но всё это только предположения. Бесконечный день. Я надеюсь на лучшее :)
Ребята "загорают"
7 мая

Утро! J Ура!!! Относительно ясно! Леха предлагает не варить завтрак. Только чай. Дружно поддерживаем :) Как ни странно, собрались только на 20 минут быстрее обычного J

Заснеженный перевал Джекаугенкез «идет лесом», уж слишком он заснежен. Мы устремляемся к близкому безымянному перевалу… Было бы прекрасно хотя бы через него перевалить на плато. «Огородами» по камушкам по камушкам выбираемся на перевал J Жить можно.
Вид на плато с безымянного перевала
Сначала 100 м по веревке спортивным стилем, потом еще 100 м. как все нормальные белые люди J Бедный Алексеюшка последний без страховки… Потом снежный спуск. Туман… Все значительно лучше, чем вчера.
Поднимается туман. торопимся спуститься.

Замерзшее оз. Джекаугенкез. Сковорода. Белым бело. ЖАРА. Теперь я понимаю, почему такие плоские места так называют. ОЧЕНЬ жарко. Красуется пик Калицкого. Как он ничтожен по сравнению с Эльбрусом. Хмарь разгоняет. Виден Эльбрус. Все белое. Белый вакуум. Рельеф совершенно непонятен даже в очках. Ступаешь и непонятно куда будет следующий шаг: в гору или вниз…

ЧОРД, завхоз спалился

Пнуть товарища в трудную для него минуту - милое дело

Великолепная упаковка тента
Спускаемся по ущелью, переходим речушку Кубасанты. То тут, то там довольно опасно падают камни… Надеваем каски и вниз!

Диман хотел испытать свою плюшевую строительную каску. Вслед за нами не особо торопился

Каменные джунгли
Встаем на обед. Холодно. Туман. Обедаем. Ветер. Начинает сыпать крупа. Надежды на улучшение погоды рассеялись. Меняем место дислокации на 100 м. Встаем на ночевку. Снова половина дня овощная (уже в который раз жалею, что не взяла Kindle. Столько свободного времени… а может и к лучшему? Мозг ничем посторонним не занят). Ночь очень холодная (по ощущениям самая холодная в походе).

8 мая
Сильный ветер. Дубак. Ледяное утро. Я капуста. Ноги жутко мерзнут. Хочется поскорее удрать из этого полюса холода.

Выходим, ножки постепенно оттаивают. Наст хорошо держит. Теплеет. Расслабон…

Мама-утка и утятки :)
и тут УХАЕТ! Перетрухнули все и тихонечко вылезли на камушки J

Маша узнала, что есть связь на перевале
Перевал Исламчат. Связь (единственное место на маршруте, где была связь). Звонки домой. Забегаем на соседнюю вершинку и вниз.

Вид на перевал Кыртыкауш

Как говаривали казанцы "Эльбрус там"...
Записка с перевала Исламчат

Пообедали внизу. Разомлели на солнышке. Еще пару-тройку часов назад дубели и покрывались инеем, а сейчас жаримся на солнышке.

Вперед на Кыртыкауш. Подъем довольно пологий. Комфортный. Леха ломит J

Традиционно после обеда погода портится. Поднимаемся на перевал. Ветер. Холодно. Снег.

Названия городов на перевале Кыртыкауш

Табличка у тура на перевале Кыртыкауш

На перевале Кыртыкауш
Тур на перевале является еще и геокэшерским тайником. Оставили там немного сахара. Эдик, прости, что не целую полтораху :)

Маша нашла запись чувашей в геокэшерском журнале
Встали на ночевку чуть выше тура на перевале. Ребята соорудили 2 заккурата: один для палатки, другой для приготовления пищи. Сильный ветер. Стало ясно. Красиво. К вечеру ветер стихает. Красота. К вечеру поднимается туман.

Алексей фотографировал сушащиеся носки

Всем бы такой вид из окна

Или вот такой...

9 мая
Завтрак. Живописный спуск.

Ребята случайно обнаружили нарзанные источники. Не глобальных масштабов конечно (наши водники купались в нарзанном бассейне), но все же... Вода чудесная. Уже после похода наткнулись на интересную информацию об этом месте:

Это одно из наиболее мистических мест Приэльбрусья. Скала Уллукая напоминает гигантскую кошку, между передними лапами которой есть узкий проход к глазам-пещерам и источнику нарзана. Уши кошки не совсем обычны. Так изображались злые демоны-дасу. Дасу по преданиям охраняют мистическую животворящую Кошку, которая, кстати, и является символом Кабардино-Балкарии.
Нарзанный источник

Милый водопадик рядом с  нарзанным источником

Пока мы с Машей принимали водные процедуры (хранили очаг и отгоняли коров и телят), ребята поднялись на вершинку Уллукая.

Лагерь

Живность

Наш любопытный дружбан

Теплый дружественный вечер… Немного грустно
10 мая
Вчера вечером мимо нас с Машей промчался пастух на коне, поздоровался. Ночью было слышно сопенье лошади. Ночь прошла тихо и спокойно.
Утреннее шоу от Эдика

Спуск в д. Верхн. Баксан.

Этот чувак так и перся за нами до самого Баксана

В 12 00 Грише позвонили из МЧС, сняли с учета.

3 часа в автобусе с визжащими тормозами. Безрезультатные поиски кафешки в Мин Водах. Ужин в «Трех березках» рядом с вокзалом. Чудесный борщ. Довольно сносная шаурма. Домой…

Мегашедевральное фото Алексея
«В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы, просто некуда деться…»
В отчете использованы фотографии, любезно предоставленные Князевым Алексеем, Яковлевым Эдуардом, Львовым Григорием и мной :)

• 1
Когда поднимались к озеру Сылтранкель видели ли Вы уларов? Или может слышали их?

Видеть - не видели, слышать - слышали

А я в конце мая ходил. Уларов слышал чуть ниже обсерватории.

Очень круто :) Значит по Турции был лайтовый...))
Всегда читаю отчеты пешеходников с ужасом и восхищением :))

ого, сколько снега у вас было! А мы летом как-то лазали примерно по тому же маршруту. Сылтран - действительно озеро, и правда красивое, но поскольку там у всех горняшка - его мало кто фотографирует :)))